10.11.2021г. Для 4 В
класса
Урок литературного чтения
Тема урока: Знакомство с названием
раздела «Поэтическая тетрадь» Средства художественной выразительности для
создания картины природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева.
1.
Фёдор Иванович Тютчев.
Не было и нет на Руси мест, где не жили
бы знаменитые люди. Проедешь по ее бескрайним просторам - в любом краю назовут
тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и
поэтов, прославивших историю края. И вот приведут тебя пути-дороги на окраину
Орловской губернии (Брянщину), в край древних легенд и прекрасных былей
сегодняшнего дня, и будет нам о ком и о чем вам порассказать.
Своей жизнью и
творчеством прославил отчий край Ф.И.Тютчев- классик русской поэзии 19 века.
- Кого мы называем
классиками?
(Классик в русской
литературе - автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.)
- Назовите русских
классиков, чьи произведения вы читали.
(А.С. Пушкин,
А.Майков, И.Никитин, В.Жуковский, И.А.Крылов, А.А.Фет).
- На бескрайних
заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из 100 тысяч сел и
деревень, входивших в состав Российской империи. В простонародии “овстужками”
называются связки верхних концов саней. Вероятно в древности на том месте, где
теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой делались эти связки, что и
могло, как полагают, дать месту, и потом селу название Овстуг. Здесь в родовом
дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых
5декабря 1803 года родился сын Федор. Родители поэта были людьми образованными,
гостеприимными и доброжелательными.
- Федор Иванович
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился
Федор дома. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Юные годы
поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского
университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22года прожил
за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем,
что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и
овстужские места.
А стихи Тютчев начал
писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами
попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в
своем журнале “Современник”.
И нам чудесная поэзия
Ф.И.Тютчева знакома с детства.
2. Поэтическая
тетрадь.
- Сегодня мы начнем
листать страницы новой поэтической тетради.
Прочитайте ее
название.
- Тютчев - гениальный
лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Мир в его глазах
полон таинственности, загадочности. Тютчев любил природу во всей ее прелести и
чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу
живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать
радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так
первый гром грохочет “как бы резвяся и играя”, а весенние воды “бегут и будят
сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит
“сном волшебным очарован”.
Все 4 времени года
нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные,
промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое
пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне.
- А) Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален
вид”.
А теперь послушайте
его, пройдя по ссылке:
- Выделите непонятные
слова.
- Б) Словарная работа.
- “колышет”- слегка мирно колыхаться.
- “невольно”- случайный, непроизвольный.
- Расставим логические
ударения, паузы.
- В) Работа по содержанию:
- О чем это
стихотворение?
- Какие приметы весны
вы замечали в природе?
- Весна приходит не
сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает
определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).
- Какой поре весны
посвятил поэт свое стихотворение?
- Какие картины природы
начала весны рисует поэт? с помощью чего?
- Докажите словами из
текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.
- Какое чувство
вызывает у поэта картина первоначальной весны?
- Подготовьтесь к
выразительному чтению.
- Г)Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.
- А сейчас угадайте, о
каком чуде природы пойдет речь:
“После жаркого душного
дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом
засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно
гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.
(Семь чистых цветов,
незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый”)
- Пейзажная лирика
Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и
многообразием природного царства.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка,
В своем минутном торжестве.
- Прочитайте
стихотворение самостоятельно и определите его настроение.
- С каким настроением оно
написано?
- О чем это
стихотворение?
- Почему вы так
решили?
- Какие чувства к
Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.
- Рассмотрите рисунки.
- Какие строки
прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?
- Как вы понимаете
смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?
- Что удивляет,
восхищает поэта?
- Какая была радуга?
- Какой совет дает
поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).
- Почему?
Словарная работа.
·
“воздвиглась” -(воздвигнуть)- соорудить,
построить.
·
“арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в
стене или пролета между двумя опорами. 2.Сооружение в виде больших ворот такой
формы.
·
“вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
·
“изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
·
“нега”- блаженство, приятное состояние (нега
во взоре).
·
“всецело”- целиком, полностью.
- Выразительное чтение
стихотворения.
- Когда вдруг вы
увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко
представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.
3. Домашнее задание:
стр. 138-140, выучить наизусть одно из стихотворений Ф.И. Тютчева
Урок русского языка.
Тема
урока: «Признаки падежных форм имён существительных»
1.
В
тетради по русскому языку запишите число –Десятое ноября. Домашняя работа.
2.
Посмотрите
видеоролик по теме урока, пройдя по ссылке:
3.
Посмотрите
на стр.82 таблицу «Признаки падежных форм имён существительных»
4.
Устно
ответьте на вопросы из упражнения 138. В чём сходство и различие в признаках
падежных форм имён существительных?
5.
Запомните:
Чтобы определить падеж
других имён существительных, надо:
1)найти слово, от
которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
2)по падежному вопросу
и предлогу определить падеж
6.
Выполните
упражнения 139, 140.
Урок математики.
Тема
урока: «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца
событий».
2.Работаем
по учебнику Стр.49.
1)
Выполни устно задание 231, запомни, как
оформить запись решения в такой задаче.
2) В тетради
по математике, пропусти 4 клетки, запиши число, Домашняя работа.
3)
выполни задания: № 232
234
238
(1,3 столбики -решение только столбиком !)
237
Урок технологии
Тема урока: «Эмблема класса»
1.Эмблема
– это условный знак, изображение, характеризующее какое-нибудь событие.
Посмотрите
видеоролик о том, что такое эмблема, как она появилась и каковы её особенности:
2.Придумайте
эмблему класса. Подумайте, какой образ или символ может стать эмблемой нашего
класса, по вашему мнению.
3.
Сделайте зарисовку своей эмблемы, продумайте способы выполнения каждого этапа:
1)Каким
способом будет выполнено изображение на эмблеме (скопировано и раскрашено,
нарисовано, выполнено по трафарету или при помощи аппликации)
2)Какие
материалы можно использовать (эмблему можно носить на школьной форме, значит,
она должна быть прочной и удобно крепиться)
3)Изготовьте
эмблему так, какой вы её задумали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий