среда, 10 ноября 2021 г.

 

10.11.2021г. Для 4 В класса

Урок литературного чтения

 

Тема урока: Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь» Средства художественной выразительности для создания картины природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева.               

 

1.     Фёдор Иванович Тютчев.

    Не было и нет на Руси мест, где не жили бы знаменитые люди. Проедешь по ее бескрайним просторам - в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и поэтов, прославивших историю края. И вот приведут тебя пути-дороги на окраину Орловской губернии (Брянщину), в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, и будет нам о ком и о чем вам порассказать.

Своей жизнью и творчеством прославил отчий край Ф.И.Тютчев- классик русской поэзии 19 века.

- Кого мы называем классиками?

(Классик в русской литературе - автор, чьи произведения стали образцом, самыми лучшими.)

- Назовите русских классиков, чьи произведения вы читали.

(А.С. Пушкин, А.Майков, И.Никитин, В.Жуковский, И.А.Крылов, А.А.Фет).

- На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг - одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи. В простонародии “овстужками” называются связки верхних концов саней. Вероятно в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой делались эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, и потом селу название Овстуг. Здесь в родовом дворянском имении, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых 5декабря 1803 года родился сын Федор. Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными и доброжелательными.

- Федор Иванович Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Учился Федор дома. Его образованием руководил поэт и переводчик Семен Раич. Юные годы поэт провел в Москве, там же блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Работал он в Министерстве иностранных дел, поэтому 22года прожил за границей в чужих краях. Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстужские места.

А стихи Тютчев начал писать еще подростком, но их не печатал. Но однажды тетрадь с его стихами попала в руки А.С.Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале “Современник”.

И нам чудесная поэзия Ф.И.Тютчева знакома с детства.

2. Поэтическая тетрадь.

- Сегодня мы начнем листать страницы новой поэтической тетради.

Прочитайте ее название.

- Тютчев - гениальный лирик, певец природы, тончайший мастер стихотворного пейзажа. Мир в его глазах полон таинственности, загадочности. Тютчев любил природу во всей ее прелести и чистоте, во всей ее правде, во всем разнообразии. Он представляет себе природу живой, одушевленной, имеющей свой язык и способной дать человеку почувствовать радость жизни. Природа у Тютчева чувствует, дышит, радуется и грустит”. Так первый гром грохочет “как бы резвяся и играя”, а весенние воды “бегут и будят сонный брег”, уступая дорогу весне, зима “злится, хлопочет и ворчит”, лес стоит “сном волшебным очарован”.

Все 4 времени года нашли свое отражение в лирике Тютчева, но особенно поэта привлекают переходные, промежуточные моменты жизни природы. Поэта интересует, прежде всего, первое пробуждение природы, незаметный для взгляда переход от зимы к весне.

 

- А) Прочитайте самостоятельно стихотворение “Еще земли печален вид”.

А теперь послушайте его, пройдя по ссылке:

https://youtu.be/RKuKpQvPq78

- Выделите непонятные слова.

- Б) Словарная работа.

- “колышет”- слегка мирно колыхаться.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.

- Расставим логические ударения, паузы.

- В) Работа по содержанию:

- О чем это стихотворение?

- Какие приметы весны вы замечали в природе?

- Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).

- Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

- Какие картины природы начала весны рисует поэт? с помощью чего?

- Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны?

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

- Г)Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.

 

- А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь:

“После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

(Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый”)

- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Как неожиданно и ярко, 
На влажной неба синеве, 
Воздушная воздвиглась арка, 
В своем минутном торжестве.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите его настроение.

- С каким настроением оно написано?

- О чем это стихотворение?

- Почему вы так решили?

- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.

- Рассмотрите рисунки.

- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?

- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?

- Что удивляет, восхищает поэта?

- Какая была радуга?

- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).

- Почему?

Словарная работа.

·                     “воздвиглась” -(воздвигнуть)- соорудить, построить.

·                     “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2.Сооружение в виде больших ворот такой формы.

·                     “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.

·                     “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

·                     “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).

·                     “всецело”- целиком, полностью.

- Выразительное чтение стихотворения.

- Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

3. Домашнее задание: стр. 138-140, выучить наизусть одно из стихотворений Ф.И. Тютчева

 

 

Урок русского языка.

Тема урока: «Признаки падежных форм имён существительных»

1.       В тетради по русскому языку запишите число –Десятое ноября. Домашняя работа.

 

2.       Посмотрите видеоролик по теме урока, пройдя по ссылке:

 

https://youtu.be/3jSBTCEu6MM

 

3.       Посмотрите на стр.82 таблицу «Признаки падежных форм имён существительных»

4.       Устно ответьте на вопросы из упражнения 138. В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?

5.       Запомните:

Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:

1)найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;

2)по падежному вопросу и предлогу  определить падеж

6.       Выполните упражнения 139, 140.

 

Урок математики.

 

Тема урока: «Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий».

2.Работаем по учебнику Стр.49.

1) Выполни устно задание 231, запомни, как оформить запись решения в такой задаче.

2) В тетради по математике, пропусти 4 клетки, запиши число, Домашняя работа.

3) выполни задания: № 232

                                        234

                                        238 (1,3 столбики -решение только столбиком !)

                                        237

Урок технологии

Тема урока: «Эмблема класса»

1.Эмблема – это условный знак, изображение, характеризующее какое-нибудь событие.

Посмотрите видеоролик о том, что такое эмблема, как она появилась и каковы её особенности:

https://youtu.be/4fF8tMF71qE

2.Придумайте эмблему класса. Подумайте, какой образ или символ может стать эмблемой нашего класса, по вашему мнению.

3. Сделайте зарисовку своей эмблемы, продумайте способы выполнения каждого этапа:

1)Каким способом будет выполнено изображение на эмблеме (скопировано и раскрашено, нарисовано, выполнено по трафарету или при помощи аппликации)

2)Какие материалы можно использовать (эмблему можно носить на школьной форме, значит, она должна быть прочной и удобно крепиться)

3)Изготовьте эмблему так, какой вы её задумали.

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий