четверг, 11 ноября 2021 г.

 

12.11.2021г.     Для 4 В класса

            Урок по окружающему миру.

        Тема: У Чёрного моря. Проверим себя и оценим свои достижения

- Ребята, вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс).
- В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).
- Какие тепловые пояса мы с вами уже посетили?
- Какие природные зоны находились в полярном поясе?
- В умеренном поясе?
- В каком поясе мы с вами оказались потом?
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по карте России и изучим природу узкой полоски суши, расположенной в субтропической зоне.

 

  Дайте название этой природной зоне, использую в качестве опоры слова:

  • КАВКАЗ
  • ПОБЕРЕЖЬЕ
  • ЧЁРНОЕ МОРЕ

(Черноморское побережье Кавказа)

 Работа по карте “Природные зоны России”.(стр48-49)

Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

 Посмотрите на схему.

Назовите номер расположения солнышка, которое характерно для Черноморского побережья Кавказа.

(Солнышко под номером 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно).

Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.

(Очень жарко и сухо, растительность скудная и редкая).

Сравните ваши предположения с реальной действительностью, рассмотрев изображения растений Черноморского побережья Кавказа.

- Что такое субтропическая зона?

 Работа по учебнику с.94.

- Прочитайте в учебнике текст о природе и погодных условиях Черноморского побережья Кавказа.

- Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики - это теп­ловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зо­на расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черномор­ском побережье, - лишь маленький кусочек.

- В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

- Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).

Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа.

Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности?

- Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса.

- Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.

- Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные?

- На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000.

 

Выберите две наиболее существенные причины, благодаря которым создаются особые погодные условия на Черноморском побережье Кавказа.

  • Высокая температура воздуха;
  • Высокие горы;
  • Высокое положение солнца над горизонтом;
  • Близость моря;
  • Отсутствие сильных ветров.

(Высокие горы; близость моря).

 

Какие растения из Красной книги произрастают в этом климате?

Пион тонколистный, ветреница нежная, можжевельник высокий, касатик (ирис) карликовый, сосна пицундская.

 Богат и разнообразен животный мир. Это косуля.

В лесах обитают медведи, кабаны поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.

В море добывают себе пищу птицы – чайки, бакланы, буревестники.

Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник.

К животным суши относятся ящерицы и змеи.

Растительный мир моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, актинии, губки, морские коньки, морские иглы, дельфины. В Чёрном море обитает 2,5 тыс. видов животных.

Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек), скат (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.

Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное.

 

- Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. На российском побережье Чёрного моря расположены  пансионаты, санатории и отели, и их число постоянно растёт. В Сочи   проведены Зимние Олимпийские игры в 2014 году. Чёрное море — важный район транспортных перевозок. Помимо нефти и продуктов её переработки, из  портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты  приходятся на потребительские товары, продукты питания. Чёрное море сохраняет важное стратегическое и военное значение. По мнению ученых, экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось. Основные причины: сильное загрязнение впадающих в море рек. Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.

 

Знаете ли вы?

  • Площадь Чёрного моря 422 000 км? (по другим данным — 436 400 км?).
  • Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км.
  • Наибольшая глубина — 2210 м.
  • Впадающие реки Дунай, Днестр, Днепр.

 Домашнее задание.

1.     Стр.94-102, прочитать

2.     Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.

3.     Нарисовать, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

4.     Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .

Посмотри видеоролик о природе Чёрного моря, пройдя по ссылке:

https://youtu.be/YQC4qE0v9WM

 

Выполни в тетради по окружающему миру тест и  любую из карточек по ранее изученному материалу:

 

 Тест (ответы знаками – и +)

1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. ()

2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. ()

3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. ()

4.У черного саксаула не бывает листо­пада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых лис­тьев у него зеленые веточки. ()

5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. ()

6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м. ()

7.Самая сонная в пустыне — обыкно­венная черепаха. Она может спать, не про­сыпаясь. 5 лет. ()

8.Пустынный сверчок до того пугли­вый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека. ()

9.В пустыне все непривычно и непонятно : озера без воды, реки никуда не впадают. дождь высыхает, не долетев до зем­ли. ()

 

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Карточка. Исправь географические ошибки  в тексте.

               Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

 

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец     ( в тундре)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк       (в тундре)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса      (в лесу)

 

1.     Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

 

а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в)  …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Урок родного русского языка.

Тема урока: «Образ животных, используемый для характеристики внешности и поступков людей»

1.      В тетради по родному русскому языку запишите число – Двенадцатое ноября. Домашняя работа.

 

2.      Посмотрите презентацию по теме урока (прикреплена)

https://disk.yandex.ru/i/iFrmcfMweDJKDA

3.     Прочитай текст. Как ты понимаешь смысл выделенного предложения?

С древнейших времён человек был связан с животным миром. Он издавна наблюдал за животными, их поведением и привычками, подмечал их характерные черты или, наоборот, приписывал животным свои человеческие качества. Животные стали мерилом многих человеческих качеств и поступков. Чем больше животное было вовлечено в жизнь человека, тем чаще его образ использовался для характеристики внешности или поступков людей. Это отразилось в сравнениях, фразеологизмах, пословицах и поговорках. Фразеологизмы со словами, называющими домашних животных, многочисленны. В русской фразеологии представлены собака (пёс), кошка — кот, корова — бык, ло-шадь (конь), коза — козёл, овца — баран, свинья, осёл и другие.

(По Е. Кудрявцевой)

·         Какое слово помогает понять значение слова мерило?  Если тебе трудно понять значение этого слова, посмотри в толковом словаре. В прямом или переносном значении употреблено это слово в предложении?

 

4.     В тексте пропущены два фразеологизма: гусь лапчатый и хорош гусь. Вставь фразеологизмы на место пропусков.

За доброе-то дело гусем не называют. (...) — плутом, пройдохой — того зовут, кто себе на уме, от которого не знаешь, чего и ждать. А «...!» про тех говорят, кто вдруг с нехорошей стороны себя показал.

(Т. Чабан)

5.     Прочитай стихотворение. Что означает выражение идти гуськом? 

Тяпы-ляпы

По дороге в Тяпы-Ляпы Шли гуськом четыре шляпы.

Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром.

Шляпу с ленточкою синей Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой Звали внучкой Леночкой.

Ну, а шляпу с козырьком Звали внуком Игорьком.

Тяпы-Ляпы — это дача.

Есть у шляп одна задача:

Дождик ночью прошумел,

В огороде уйма дел...

(В. Кудрявцева)

·         Запиши, что означает выражение идти гуськом.

 

Из истории языка и культуры

 «Курам на смех» — так говорят о чём-либо несуразном, крайне абсурдном, смехотворном до нелепости.

Выражение это неодобрительное, но шутливое: даже курам с их «куриными мозгами», не умеющим смеяться, будет смешно, настолько что-либо нелепо.

Курица всегда была предметом насмешек, так как она не летает, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа.

 

6. Прочитай фрагмент стихотворения Юнны Мориц. Объясни, что означает фразеологизм собачья жизнь.

Собака несчастная —

Очень опасна,

Ведь ей не везёт В этой жизни Ужасно,

Ужасно, как ей не везёт!

Поэтому лает она,

Как собака.

Поэтому злая она,

Как собака.

И каждому ясно,

Что эта собака Всех без разбору Грызёт!

Прекрасна собака,

Сидящая в будке!

У ней расцветают в душе Незабудки,

В желудке играет кларнет!

Но шутки

С бродячей собакой бездомной Опасны, особенно Полночью тёмной, —

Вот самый собачий,

Вот самый огромный,

Огромный Собачий Секрет!

Собака бывает кусачей Только от жизни собачьей,

Только от жизни собачьей Собака бывает кусачей!

7.Домашнее задание:

Выполните упражнение 3, стр 33 .(заполни таблицу, перерисовав её в тетрадь).

                     Упражнение 8, стр.37 (заполни таблицу, перерисовав её в тетрадь)

                     Упражнение 10, стр.39 (заполни таблицу, перерисовав её в тетрадь)

 

 

 

Урок музыки

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки»

1.  Посмотри видеоролик по теме урока, пройдя по ссылке:

https://youtu.be/9ieddso_aBA

2.Прочитай материал в учебнике на стр.44 -45

3. Рассмотри  иллюстрации, выполненные художниками к сказкам А.С.Пушкина.

3.Сделай задание под вопросом на  стр.45 письменно в тетради по музыке, выполни рисунок своего любимого героя сказок А.С.Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий